Реконструкция - это изменение технических характеристик и параметров объекта недвижимости,
который предполагает изменение этажности, организацию настроек и пристроек, добавление или
замену инженерных систем. Несущие конструкции могут быть восстановлены или
отремонтированы, но не заменены. В результате площадь здания увеличивается за счёт
пристроек и надстроек.
Перепланировка - это изменение конфигураций помещения: демонтаж и перенос стен,
расширение и добавление оконных и дверных проёмов. Перепланировка предполагает
сохранение фактической площади здания. Новые помещения в соответствии с такими проектами
добавляться не могут. При этом, запрещено производить какие-либо изменения с несущими
стенами, балками, а также иными конструкциями, которые входят в опорный каркас всего
строения поскольку в результате таких изменений может произойти обрушение стен, ухудшение
работы отопительной и вентиляционной системы и тому подобное.
В целом, реконструкция – это глобальные изменения структуры здания, а перепланировка
носит локальный характер. Она может являться частью реконструкции.
Выполнение работ по перепланировке, реконструкции или строительстве без
разрешительных документов, влечет за собой административную ответственность собственника
помещения, а в некоторых случаях даже уголовную.
Более того, проводя реконструкцию или перепланировку без разрешительных документов
в надежде узаконить такие изменения позже после их осуществления, собственники неизбежно
столкнутся с такой проблемой как невозможность продать или переоформить недвижимость без
внесения таких изменений в техпаспорт (вносятся исключительно сотрудниками БТИ либо других
государственных органов, занимающиеся учётом состояния недвижимости) так как, заключать
сделки, предметом которых является недвижимость с неузаконенной перепланировкой либо
реконструкцией, запрещено.
Узнать о том была ли законно осуществлена перепланировка или реконструкция в
квартире или жилом доме можно узнать, заказав технический паспорт на объект, где должна
стоять отметка о том, что строительные действия узаконены.
Собственникам помещений, где планируется проведение реконструкции либо
перепланировки, чтобы избежать возникновение проблем, связанных с реконструкцией и
перепланировкой, а также их узаконением, перед началом таких действий, необходимо получить
разрешение соответствующих органов на проведения данных мероприятий.
После получения такого разрешения необходимо получить градостроительные условия и
ограничения, разработать проект, заключить договор на авторский и технический надзор, подать
декларацию о начале выполнения строительных работ, изготовить техпаспорт, подать
декларацию о готовности объекта к эксплуатации и после ввода в эксплуатацию в конечном итоге
получить свидетельство о праве собственности в Государственной регистрационной службе.
Все объекты недвижимости, подлежащие обязательной государственной регистрации.
К недвижимому имуществу, подлежащему обязательной государственной регистрации
относятся:
- земельные участки, а также объекты недвижимости, расположенные на земельных
участках, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а
именно: предприятия, как единые имущественные комплексы, жилые дома, строения, а также их
отдельные части, квартиры, жилые и нежилые помещения.
С 01 января 2016 года в Украине начал действовать новый Порядок регистрации прав на
объекты недвижимости и их обременений (утвержден постановлением КМУ № 1127 от 25.12.2015
года)
Основные нововведения:
1. Государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется посредством сети
Интернет.
2. Регистрацию прав на недвижимость возможно осуществить у любого нотариуса без
ограничений либо в центре предоставления административных услуг (далее – субъекты
регистрации прав).
3. Отменена выдача свидетельств о праве собственности на недвижимость на бумажных
носителях.
4. Информация о любом объекте недвижимости на территории Украины стала публичной -
открыт доступ к Государственному реестру прав собственности через сайт Министерства
юстиции.
5. Сведения о документе, который удостоверяет принятие в эксплуатацию законченного
строительством объекта, госрегистратор будет получать в режиме реального времени
непосредственно из Единого реестра документов.
6. Действия государственного регистратора можно обжаловать как в суде, так и в
Министерстве юстиции и его территориальных органах.
Кроме того, новый Порядок регистрации увеличил перечень случаев, при которых
заявления для госрегистрации прав на недвижимость могут подаваться в электронной
форме, в том числе в случае госрегистрации:
• Обременения - по заявлению органа государственной власти, его должностного
лица, которыми установлено, изменено или прекращено обременения;
• Права собственности на отдельный индивидуально определенный объект
недвижимого имущества (квартира, жилое, нежилое помещение и т.д.), строительство
которого осуществлялось с привлечением средств физических и юридических лиц, - по
заявлению лица, привлекала средства физических и юридических лиц.
Также Порядком четко регламентирован список документов, которые необходимо
подать в случае регистрации индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных
домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним,
законченных строительством до 5 августа 1992 года; новосозданных объектов
недвижимого имущества; объектов, образованных в результате раздела, выдела доли,
объединение недвижимого имущества; объектов недвижимого имущества, строительство
которого осуществлялось с привлечением средств физических и юридических лиц или в
результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или
другого кооператива и тому подобное. Также определены особенности регистрации права
собственности на основании заявления наследника и решения суда.
Регистрация прав на недвижимость происходит в следующем порядке
1) Лицо, желающее зарегистрировать свои права на недвижимость подает соответствующее
заявление субъекту регистрации прав на недвижимость (нотариусу либо в центр предоставления
административных услуг). При этом, согласно новым правилам, второй экземпляр заявления о
проведении госрегистрации отныне будет предоставляться заявителю только по его желанию.
2) Заявление регистрируется в базе данных заявлений в сети Интернет. Вместе с заявлением
Заявитель предоставляет субъекту регистрации прав, оригиналы документов, подтверждающих
его право на регистрацию недвижимость (для ознакомления) с которых делаются электронные
копии документов (по средством сканирования), которые впоследствии размещаются в
Государственном реестре прав. При этом, нотариус либо специалисты в центре предоставления
административных услуг самостоятельно изготавливают электронные копии поданных
документов для их дальнейшей онлайн-регистрации.
Вместе с заявлением также подаются документы, подтверждающие оплату административного
сбора и/или внесения оплаты за предоставление информации из Государственного реестра прав
(квитанции).
Ставки административного сбора, подлежащите оплате:
- госрегистрация в течение 5 рабочих дней – 10% минимальной зарплаты;
- госрегистрация в течение 2 рабочих дней – 1 минимальная зарплата;
- госрегистрация в течение суток (кроме выходных и праздников) с момента принятия заявления –
2 минимальных зарплаты;
- госрегистрация прав собственности в течение 2 часов с момента принятия заявления – 5
минимальных зарплат.
Прим. Вышеуказанные ставки не распространяются на регистрацию прав на предприятие, как
единый имущественный комплекс.
3) Во время формирования заявления на основании документов, удостоверяющих личность
осуществляется идентификация лица, подающего заявление (паспорт, свидетельство о
рождении), а также устанавливают объем его полномочий в данном вопросе.
4) Орган, осуществляющий регистрацию, принимает решение либо о регистрации прав на
недвижимость или об отказе в регистрации. Решение о регистрации прав на недвижимость
формируется в электронном виде.
5) Далее в Государственном реестре прав создается раздел, в который вносятся сведения о новом
собственнике и о его правах на недвижимость.
6) После регистрации, документ, подтверждающий регистрацию права на недвижимость, может
быть выдан субъектом государственной регистрации прав либо распечатан заявителем
самостоятельно с сайта Минюста.
Обращаем внимание, что права собственности на отдельный индивидуально
определенный объект недвижимого имущества (квартира, жилое, нежилое помещение и т.д.),
строительство которого осуществлялось с привлечением средств физических и юридических лиц, -
по заявлению лица, которое привлекало средства физических и юридических лиц.
Важно! Документ, подтверждающий право собственности, выдается не на фирменном бланке,
а на обычном листе формата А4, без степеней защиты в виде голограмм, печатей, подписей.
В случае необходимости регистрации права собственности на жилой дом, строение или
сооружение одновременно с регистрацией прав на участок, на котором они находятся, подача
двух заявлений не требуется.
Регистрация прав на недвижимость осуществляется максимум в течении 5 рабочих дней. В
случае регистрации предприятия, как единого имущественного комплекса, то срок регистрации
составляет до 14 рабочих дней. Срок исчисляется со дня регистрации заявления в базе данных
заявлений. Датой осуществления регистрации признается дата официального опубликования
решения регистратора на сайте Министерства юстиции.